Стоимость роуминга при поездках россиян за границу — тема постоянных споров между операторами и абонентами, телекоммуникационными компаниями и представителями ФАС. Информационно-аналитическое агентство Content Review проанализировало, какие тарифы и дополнительные опции предлагают российские операторы «большой тройки» для поездок россиян в страны Таможенного союза и Европы. Агентство исследовало предложения «МегаФона», МТС и «ВымпелКома» (бренд «Билайн») в 21 стране мира.

По совокупности расчетов (методику см. в справке) самые доступные базовые тарифы (без активации дополнительных опций) предлагает «ВымпелКом». В 20 из 21 страны мира стоимость предложений в роуминге у оператора в разы ниже обоих конкурентов. Самая большая разница между «ВымпелКомом» и «МегаФоном» с МТС видна, например, в Индии, Грузии и Азербайджане. В выигрышном ценовом положении «ВымпелКом» находится благодаря низкой по сравнению с другими операторами стоимости мобильного интернета.

По словам представителя «ВымпелКома» Анны Айбашевой, компания последовательно снижает стоимость услуг в роуминге для своих клиентов уже несколько лет. «В большинстве стран, популярных среди российских туристов, у «Билайна» самые низкие среди российских операторов цены на мобильный интернет — 5 руб. за мегабайт для всех категорий клиентов [при первом выходе в интернет клиент получает пакет 40 Мбайт за 200 руб. в день]», — уверяет Айбашева. Она уточняет, что речь идет о базовом тарифе, то есть абонентам «Билайна» нет необходимости подключать дополнительно какие-либо опции.

Самые высокие базовые тарифы (сумма расходов на голосовую связь, sms и мобильный интернет), по данным Content Review, предлагает МТС — он оказался самым дорогим в 19 странах из 21. Правда, при условии подключения специальных роуминговых опций ситуация меняется: с их учетом МТС дороже конкурентов только в 12 странах. Представитель МТС Дмитрий Солодовников не согласился с результатами исследования, уточнив, что компания позволяет «бесплатно принимать входящие звонки» (опция «Ноль без границ») и предлагает «доступные пакеты интернет-трафика».

«МТС — единственный оператор, который за счет взвешенного подхода к ценообразованию смог снизить цены на ряд популярных туристических направлений вроде Турции, Египета, Испании, Кипра, Болгарии, Черногории и др. Но из-за снижения курса рубля по отношению к доллару и евро и, как следствие, роста себестоимости услуг роуминга, в некоторых странах, куда поток туристов не так велик, мы были вынуждены изменить цены в сторону повышения», — рассказал РБК Солодовников. Зависимость цен на роуминг от валютных колебаний в исследовании Content Review также отражена: от 52% доходов от оказания услуг в роуминге приходится на отчисления партнерам в других странах.

«МегаФон» оказался самым доступным оператором по базовым тарифам только на традиционные услуги (голосовые звонки и сообщения), заключили аналитики Content Review. По этому показателю «МегаФон» обходит конкурентов в 20 странах, фигурирующих в исследовании. Представитель «МегаФона» Алия Бекетова не стала комментировать данные, полученные Content Review, но согласилась с выводом экспертов: у компании самые выгодные цены на звонки и sms в странах Европейского cоюза, отметила она.

Как отмечает редактор агентства Content Review Сергей Половников, в последнее время российские операторы «​значительно снизили» расценки на традиционные услуги связи (звонки и sms) в роуминге, причем «в отличие от зарубежных коллег, они уделяют значительное внимание корректировке базовых тарифов, доступных абонентам без подключения каких-либо опций». При этом, по его мнению, именно опции влияют на «популяризацию услуг роуминга и стимулируют рост потребления услуг и доходов операторов».

В середине июня глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев в интервью телеканалу «Россия 24» призвал отменить роуминг для россиян в рамках Таможенного союза, то есть в пяти странах — России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии. «Внутри всего этого пространства не должно быть никакого роуминга. Это наша цель», — сообщил тогда Артемьев. По его словам, цены, которые сегодня платят граждане России за пребывание в роуминге за рубежом, являются «унизительными». «Эти цены, а также цены на соответствующие интернет-трафик и sms должны уменьшиться в разы: не на 20%, а минимум в два раза», — заявил Артемьев. Он добавил, что ФАС настроена решительно в этом вопросе и уже заручилась поддержкой в правительстве, в том числе в Минкомсвязи.

В конце мая ФАС направила сотовым операторам письмо, в котором просила компании пересмотреть условия сотрудничества с роуминговыми партнерами. Это просьба укладывается в проект «Принципы справедливого роуминга», который ведомство разработало ранее и который направлен​ на снижение конечных цен в роуминге до «комфортных».

Однако, исходя из полученных Content Review результатов, следует, что по базовым тарифам на связь в роуминге операторы России и Таможенного союза «предлагают тарифы ниже, чем операторы Евросоюза, вынужденные снижать расценки под давлением регулятора». При этом при условии подключения оптимизирующих опций расходы абонентов Евросоюза, Таможенного союза и России в поездках в соседние страны сравнимы, считает Половников.

Дорогой отпуск

Клиенты сотовых операторов регулярно попадают в ситуации, связанные с пребыванием в международном роуминге. Проблемы имеют разный масштаб, и пока одни абоненты просто возмущаются по поводу несправедливо, по их мнению, начисленных нескольких сотен рублей, другие вынужденно подают в суд, поскольку получают счета на сотни тысяч рублей. РБК вспомнил самые яркие истории, связанные с пребыванием людей за границей и возникшими у них по итогам задолженностями перед операторами связи.

«МегаФон» на миллион

Самый известный роуминговый скандал в России случился в 2010 году. Пара молодоженов из Владимира отправилась в свадебное путешествие на Крит и прихватила с собой 3G-модем от «МегаФона» (устройство было зарегистрировано на тещу). Модем был подключен по безлимитному тарифу за абонентскую плату 699 руб. в месяц. На отдыхе молодые люди подключили модем к ноутбуку и активно пользовались доступом в интернет. В частности они скачали несколько серий сериала «Интерны». При этом, как рассказали впоследствии сами пострадавшие, они руководствовались логикой «если баланс опустится до 0 руб., то нас попросту отключат, как это делают с телефонами».

В итоге, загрузив около 2,4 Гб данных, абонент оказался должен оператору более 1 млн руб. «МегаФон» подал в суд на женщину — формальную владелицу модема. Ее месячный доход на тот момент был чуть более 8 тыс. руб. и погашение долга могло затянуться лет на 30. Представители оператора обосновывали свои претензии тем, что договор об оказании услуг заключен в соответствии с законодательством и клиент обязан оплатить оказанные услуги. Партнером по оказанию услуг был греческий оператор Wind Hellas и 90% суммы иска «МегаФона» приходилось на выплаты зарубежной компании. Но суд отклонил ходатайство оператора сотовой связи о взыскании денег с пенсионерки.

Полмиллиона за игры

В 2010 году широкую огласку получила история, которую в открытом письме изложил генеральный директор холдинга Penny Lane Realty Георгий Дзагуров. Одна из сотрудниц холдинга отправилась в заграничный отпуск. На отдыхе в Египте она дала телефон сыну, чтобы тот мог поиграть в игры. Оказалась, что «по умолчанию» абоненту была подключена услуга международного роуминга и мобильного GPRS-интернета. Мальчик провел в интернете около четырех часов.

В аппарате стояла корпоративная сим-карта от оператора «Билайн». Если бы такой же объем трафика был израсходован в Москве, компания получила бы счет на 139 руб., сообщал Дзагуров. За передачу данных в роуминге счет составил 522 тыс. руб. Компания Penny Lane Realty разорвала контракт с «Билайном», так и не оплатив счет. Оператор в суд подавать не стал и передал долговые обязательства коллекторам. Никаких новостей по этой истории с тех пор не поступало.

Наговорил на шесть мешков

Суды и разбирательства между мобильным оператором «Мотив» и жителем Екатеринбурга Андреем Головановым длились около трех лет. Голованов в 2012 году уехал лечиться в Карловы Вары. Там он на связи сильно не экономил — решал по телефону рабочие вопросы, так как был уверен, что по его тарифу минута разговора стоит 7 руб. Оказалось, намного дороже: оператор выставил клиенту счет на 62 тыс. руб.

В последующих разбирательствах суд встал на сторону компании. Роуминг-история закончилась в начале июня текущего года, когда Голованов принес в офис оператора шесть мешков мелочи весом 60 кг — таким образом мужчина расплатился за образовавшуюся в роуминге задолженность. Подобный способ оплаты — маленькая месть за обман со стороны компании, объяснял Голованов.​

Министры тоже платят

В 2012 году от роуминга пострадал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Сообщая об инциденте в социальных сетях, от огорчения чиновник даже позволил употребить не совсем приличное слово («вернул МТС их говнокарту», написал в своем Twitter министр). «Очень достала потеря времени, денег и 2 дня без связи», — написал он впоследствии в Twitter. Потом Ливанов извинялся и постарался замять историю, поэтому все ее подробности неизвестны.

Министр пользовался доступом в интернет через свой iPad по безлимитному тарифу. Ливанов утверждал, что оператор МТС ошибочно списывал с него деньги по мегабайтам. Общая сумма, по его словам, составила 3500 руб.
Как выяснили эксперты, на сим-карте чиновника был подключен действующий по всей России безлимитный интернет-тариф «Супер БИТ». Но министр принимал участие в работе Российско-Украинской межгосударственной комиссии в Ялте. Крым в те времена еще не вошел в состав России и на его территории действовали роуминговые расценки на услуги. Министр этот факт, похоже проигнорировал, что в результате привело к задолженности и отключению абонента.​